Чтобы эффективно решить складские, транспортные задачи, важно внимательно отнестись к типу поддонов и их размерам.
Типы паллет по размерам
Отечественные поддоны, соответствующие ГОСТ 33757-2016, выпускаются в нескольких вариациях. Какие же это размеры (габариты)?
- 1200×800 и 1200×1000 (боле универсальные поддоны, для всех видов транспорта и складских операций)
- 1600×1200 и 1800×1200 (поддоны для транспортировки на водном, автомобильном, на открытом подвижном составе на железнодорожном транспорте). За рубежом (и для международных перевозок) используют тару следующих размеров.
А за границей (для международных перевозок из России это также актуально) применяются следующие решения:
- Европоддоны – размер: 800×1200 мм.
- Финские паллеты: 1000 ×1200 мм.
- Американские: 1000 ×1000 мм и 1200 ×1200 мм.
Конструкция
- У классических, изготовленных на российских предприятиях паллет настилы собираются из шести досок одинаковой ширины – 100 или 145 мм) зависит от габаритов самого поддона.
- Финские паллеты. Большое количество досок (7), равномерная нагрузка, чередование широких и узких досок (120 и 100 мм). Есть фаски на углах.
- Европоддоны обычно состоят из пяти досок на верхнем настиле и трех на нижнем.
- У деревянного поддона американского стандарта – «гибрид» между стандартным «европейцем» и «финном»: 7 верхних досок и 3 нижних.
Типы деревянных поддонов по грузоподъёмности
По грузоподъёмности:
- Обычные паллеты. Это поддоны предназначенные, как правило, для грузов весом до 1000 кг (1 тонна).
- Усиленные поддоны. Их грузоподъемность может достигать 1500 кг – 2500 кг, в зависимости от конструкции. Такие типы паллет очень распространены в промышленности и строительстве. На них перевозят и хранят металлические изделия, крупногабаритное оборудование, кирпич, бетонные блоки, плитка и другие тяжелые грузовые элементы.
Сортность
Не секрет, что согласно стандартам, принятым у нас доски и бруски хвойных пород могут быть пять сортов (отборный сорт, 1-й сорт, 2-й сорт, 3-й сорт, 4-й сорт). Поддоны обычно делаются из древесины 1-го и 2 сорта. Отборная древесина для таких целей – нерациональный вариант в плане затрат, а 3-я и 3-я непрактичный (фактически, если используется древесина 3госорта и ниже, поддону редко присваивается сортность).
Паллеты ниже 2-го сорта не котируются на рынке, так как древесина такого сорта допускает серьезные дефекты (многочисленные сучки, червоточины и трещины), а обзол может составлять до 40% ширины доски. Увы, такая тара быстро выходит из строя.
Тара для склада и грузоперевозок
- Поддоны, предназначенные для хранения на складах, менее прихотливы. Не возникает проблем, если они не прошли термообработку. Стойкость к влаге важна только на открытых площадках и в ситуациях, если склад – неотапливаемый, а место сырое.
- Поддоны для складирования чаще могут быть использованы многократно. Поддоны для перевозки чаще быстрей выходят из строя.
- Для поддонов, используемых в международных грузоперевозках, требуется использование решений с определенной маркировкой (EPAL)
Поддоны с бортами и без бортов
Самые распространённые – паллеты без бортов. Это стандартная тара без боковых ограждений (рам). Они имеют ровную поверхность и используются для транспортировки и хранения товаров, которые можно укладывать напрямую на поддон.
Особенности такой тары следующие:
- Простота загрузки и выгрузки, максимальное удобство работы с погрузчиками.
- Легкость доступа к товару с любых сторон.
- Низкая защита груза от падения или смещения. На некоторых объектах, где часты вибрации, такой вариант просто не приемлем.
Иное дело – поддоны с бортами:
- Эти паллеты имеют боковые ограждения (борты), которые могут быть как сплошными (фактически производитель может называть такую продукцию «деревянные ящики), так и съемными (очень практичный вариант). Они помогают удерживать товары на поддоне и предотвращают их падение при транспортировке.
- Обеспечена улучшенная защита груза от случайного смещения или падения.
- Впечатляет удобство при транспортировке неустойчивых или сыпучих материалов.
- Открыты все возможности для штабелирования.
- Тара может быть менее удобными для загрузки и выгрузки. Нужно учитывать высоту бортов.
- Более сложная конструкция может приводить к увеличению веса поддона.
Тара в зависимости от крепежа
Различается и тара в зависимости от крепежа. Самый распространённый вариант – гвозди со спиральной резьбой , но иногда можно встретить паллеты с винтовыми гвоздями.
Несмотря на то, что винтовые гвозди не разрушают волокна древесины, на практике применяются чаще именно стандартные гвозди со спиральной резьбой.
Иначе не предоставляется возможности в случае необходимости вытащить крепеж без ущерба для конструкции. О высоком уровне ремонтопригодности в этом случае не идет и речи.
На современных отечественных поддонах сбавляются фосфатированные либо оксидированные гвозди с характерной кольцевой накаткой.